Возврат
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СОВЕТ "Ресурсы современного урока, обеспечивающие освоение ФГОС" 4 декабра 2017г. |
ФОТО- РЕПОРТАЖ |
||||
Цель педсовета: включение учителей в деятельность по освоению, пониманию и принятию основных методологических позиций современного урока, обеспечивающих освоение новых образовательных стандартов. Задачи: - совершенствование профессиональных навыков и умений педагогов, повышение педагогической культуры и профессионального мастерства, - осмысление педагогами собственной деятельности в условиях введения ФГОС, - формирование сплоченного педагогического коллектива как содружества творческих индивидуальностей. |
|||||
Программа Педагогического Совета: | |||||
1. Современный урок в условиях введения ФГОС. Ресурсы развития современного урока. Докладчик: заместитель директора по УВР. 2. Мотивационные ресурсы современного урока. Обмен опытом учителями-предметниками 3. Развивающий и воспитывающий потенциал ЭОР современного урока Докладчик: Учитель информатики 4. Коммуникативные ресурсы современного урока. Обмен опытом учителями-предметниками 5. Системно-деятельностный подход на уроках русского языка и литературы. Обмен опытом учителями-предметниками 6. Главный ресурс урока – сам учитель. Анализ посещенных уроков. Директор школы 7. Подведение итогов. |
|||||
Форма проведения: проблемная деловая игра | Деление педагогов на 3 группы. | ||||
1. Включение в деятельность. Постановка целей и задач педагогического Совета. Разница между целью и задачей Приступая к реализации нового проекта, необходимо определиться с тем, каким должен быть конечный результат. Следует осознанно выбрать предмет деятельности и устремить все свои силы и средства на достижение желаемого. Но прежде, чем начать, надо четко сформулировать цель своей работы и неуклонно ей следовать, ставя перед собой все новые задачи на каждом этапе деятельности. Кажется, что нет ничего сложного в постановке целей и задач. Однако далеко не все могут четко объяснить, в чем разница между целями и задачами, а многие вообще считают, что это одно и то же. На самом деле…… |
|||||
Цель выражает стремление к конкретному конечному состоянию. Постановка целей в деятельности является показателем осознанности действий субъекта. Цель помогает выстроить некоторую последовательность в работе, осуществить анализ результата. Цели имеет следующие характеристики: конкретность конечного результата; является непосредственным следствием потребности субъекта; имеет долю неопределенности; Задача – это конкретизация путей решения проблемной ситуации. Задача всегда исходит из цели и является средством ее реализации. |
|||||
Подумайте, какова цель нашего занятия? То есть давайте выдвинем так называемую гипотезу. Заданияе по группам: 1 группа – формулирует цель нашего педагогического Совета. 2 группа - формулирует задачи 3 группа - выдвигает гипотезу содержания педагогического Совета Подведение итогов самостоятельной работы в группах. |
|||||
2. Информационная часть педагогического Совета. Доклад: Современный урок в условиях введения ФГОС. Ресурсы развития современного урока. Последние 10–15 лет стали для школьного образования периодом интенсивного поиска новых концептуальных идей и путей развития. Речь идет о формировании принципиально новой системы образования, предполагающей постоянное обновление в соответствии с требованиями общества. Ключевой характеристикой такого образования становиться не только передача знаний и технологий, но и формирование творческих компетентностей, готовности к переобучению. |
|||||
В 2009 г. разработан проект национальной образовательной инициативы“ Наша новая школа”, ключевые параметры которой уже внедряются в образовательный процесс, в том числе и в нашей школе. 1. Обновление образовательных стандартов. Они включают три группы требований: требования к структуре образовательных программ, требования к условиям реализации образовательных программ и требования к результатам их освоения. Требования к результатам освоения образовательных программ включают не только знания, но и умения их применять, выпускник должен быть всесторонне компетентным в процессе социализации. 2. Система поддержки талантливых детей. Создание специальной системы поддержки талантливых школьников для проявления и развития способностей, расширение системы олимпиад, соревнований, конкурсов. Разработка и осуществление модели дистанционного, заочного обучения - «Обучение через всю жизнь». В нашей школе проводится большая работа по данному направлению. Ежегодно школа принимает участие в ВОШ, участвует в онлайн-олимпиадах, дистанционных конкурсах, муниципальных конкурсах и фестивалях(справка). |
|||||
3. Развитие учительского потенциала. Внедрение системы моральных и материальных стимулов для сохранения в школе лучших педагогов и постоянного повышения их квалификации, пополнение школ новым поколением учителей, в том числе не обязательно с педагогическим образованием. В школе существует система мотивации педагогических работников к их профессиональному росту(курсы повышения профессионального мастерства, дополнительное профессиональное образования), система корпоративно-профессиональной культуры педагогического сообщества. Основной проблемой является нехватка времени на участие самих учителей в конкурсах педагогического мастерства. | |||||
4. Современная школьная инфраструктура. Изменение облика школ, как по форме, так и по содержанию. Расширение самостоятельности образовательных учреждений в решении хозяйственных вопросов. Расширение взаимодействия образовательных учреждений с организациями всей социальной сферы: культуры, здравоохранения, спорта, досуга. Мы все знаем, как много делается администрацией школы для изменения школьной инфраструктуры. Практически на все запросы учителей или родительской общественности администрацией школы проводится улучшение материальной базы школы. | |||||
5. Здоровье школьника. Большое внимание уделяется качественному горячему питанию, медицинскому обслуживанию, спортивным занятиям школьников. Спортивный зал открыт целый день. Педагогами школы применяются новые технологии и методики здоровьесберегающего обучения. | |||||
Сегодня мы говорим о Ресурсах современного урока, обеспечивающих освоение ФГОС. Ресурс — количественная мера возможности выполнения какой-либо деятельности; условия, позволяющие с помощью определённых преобразований получить желаемый результат. |
|||||
Образовательные ресурсы - это материальные, духовные, временные и другие средства развития человеческого потенциала, среды и деятельности человека. Образовательные ресурсы не только обеспечивают мотивацию учащихся на учебно-познавательную деятельность, но и выполняют другие педагогически целесообразные функции: выращивание и развитие универсальных способностей и компетенций человека, усвоение предметного содержания, освоение нравственного поведения в пространстве. Рассматривают следующие ресурсы современного урока: временные, информационные, технологические, мотивационные, инновационные, здоровьесберегающие, методической и психолого-педагогической компетентности учителя, материально-технические. |
|||||
Но главным фактором и ресурсом, обеспечивающим качество образования, является урок. Урок как форма организации учебной деятельности возник очень давно. Ученые считают, что уроку приблизительно 350 лет. И все эти годы лучшие, думающие учителя стремились максимально обеспечить через урок решение образовательных, воспитательных и развивающих задач, актуальных для своего времени. | |||||
Современный урок есть протекание сорокапятиминутного момента жизни как продолжение её, как часть истории личностной судьбы ребёнка. Современный урок- это прежде всего урок, на котором учитель умело использует все возможности для развития личности ученика, ее активного умственного роста, глубокого и осмысленного усвоения знаний, для формирования ее нравственных основ. Учебная деятельность учителя и учащегося в значительной мере сосредотачивается на уроке. Вот почему качество подготовки учащихся по той или иной учебной дисциплине во многом определяется уровнем подготовки и проведения урока, его содержательной и методической наполненностью, его атмосферой. Для того чтобы этот уровень был достаточно высоким, надо, чтобы учитель в ходе подготовки урока сумел сделать его своеобразным произведением со своим замыслом, завязкой и развязкой подобно любому произведению искусства. |
|||||
Одними из самых важных условий современного урока являются - Результативность, комфорт, творчество. -- Урок есть открытие истины, поиск истины и осмысление истины в совместной деятельности детей и учителя; -- Урок есть часть жизни ребенка, и проживание этой жизни должно совершаться на уровне высокой общечеловеческой культуры; -- Человек в качестве субъекта осмысления истины и в качестве субъекта жизни на уроке всегда является наивысшей ценностью, выступая в роли цели и никогда не выступая в роли средства. |
|||||
Правила современного урока: -- хорошо организованный урок в хорошо оборудованном кабинете должен иметь хорошее начало и хорошее окончание; -- учитель должен спланировать свою деятельность и деятельность учащихся; -- урок должен быть проблемным и развивающим: учитель сам нацеливается на сотрудничество с учениками и умеет направлять учеников на сотрудничество с учителем и одноклассниками; -- учитель организует проблемные и поисковые ситуации, активизирует деятельность учащихся; -- вывод делают сами учащиеся; |
|||||
Требования к структуре урока говорят о необходимости: -- Правильно определить цели урока и его значение в системе уроков по теме (весь материал урока расчленяется на законченные в смысловом отношении части, для каждой части определяется конкретная цель, и продумываются оптимальные средства ее достижения); -- Определить тип урока, продумать и обосновать его структуру (все части урока должны быть взаимосвязаны друг с другом); -- Связать данный урок с предыдущими и последующими уроками; -- Отобрать и применить оптимальное сочетание методов изучения нового материала; -- Обеспечить систематический и разнообразный обучающий контроль знаний учащихся; -- Продумать систему повторения и закрепления изученного материала; -- Найти оптимальное место домашнему заданию. |
|||||
Многочисленные исследования традиционной системы обучения выявили недостатки, сложившиеся в практике проведения уроков в школе. Среди них: -- увлечение планированием урока без достаточной связи с другими; -- слабое знание типологии уроков, а поэтому их однообразие; -- слабое знание личности школьника и классных коллективов; уроки-близнецы в разных классах; -- недооценка специального продумывания целей и задач урока; -- шаблонная структура урока (комбинированный урок при постоянном одном и том же наборе структурных частей), стремление к большей накопляемости оценок и, как следствие, преувеличение роли опроса; -- перегруженность содержания учебного материала; -- недостаточное внимание к применению знаний на практике, оторванность теоретических знаний от их использования; -- бедность арсенала выбора методов обучения; -- слабое развитие групповых и индивидуальных форм обучения; |
|||||
-- увлечение фронтальными формами даже там, где они неэффективны; -- слабое использование урока в интересах развития коллектива, недостаточная опора на коллектив с целью реализации его воспитательных возможностей на уроке; -- односторонний подход к дифференциации обучения (преимущественно дифференциация объема и степени сложности); -- пассивная позиция части школьников в учебном процессе; -- бессистемность в формировании навыков рациональной организации учебного труда и др. |
|||||
Меняются цели и содержание образования, появляются новые средства и технологии обучения. Но какие бы ни совершались реформы и преобразования, главным ресурсом развития урока в любое время становится сам учитель. Сегодня стало ясно, что только творческий учитель, обладающий индивидуальным стилем деятельности, высокой профессиональной мобильностью, владеющий искусством профессионального общения, педагогическими технологиями, умеющий свободно мыслить и брать на себя ответственность за решение поставленных перед ним задач, способен повысить качество школьного образования, поднять общий уровень культуры подрастающего поколения, внося тем самым вклад в развитие и совершенствование общества в целом. Сегодня учитель не освобождается от своей обязанности учить, он начинает учить по-новому. А урок остается, являясь по-прежнему основной формой организации учебного процесса. Учитель и ранее, и теперь, должен заранее спланировать урок, продумать его организацию, провести урок, осуществить коррекцию своих действий и действий учащихся с учётом анализа (самоанализа) и контроля (самоконтроля). |
|||||
3. Выступления педагогов по теме педагогического Совета. | |||||
3.1. По мнению многих педагогов-практиков, одним из наиболее сложных условий обеспечения высокого качества образования в контексте компетентностно-ориентированного обучения является формирование и поддержание на оптимальном уровне мотивации учебной деятельности современных школьников. 3.2. Какими методиками и технологиями необходимо владеть современному педагогу, чтобы развивать в учащихся умения, навыки, которые он сможет применить в различных жизненных ситуациях? |
|||||
3.3. Мастерство учителя на уроке заключается главным образом в умелом владении методикой обучения и воспитания, в творческом применении новейших достижений педагогики и передового педагогического опыта, рациональном руководстве познавательной и практической деятельностью учащихся, их интеллектуальным развитием. Как для учеников, так и для учителя урок интересен тогда, когда он современен в широком смысле этого слова: и совер¬шенно новый, но и не теряющий связи с прошлым. Коммуникативные ресурсы современного урока. |
|||||
«Нужно, чтобы дети, по возможности, учились самостоятельно, а учитель руководил этим самостоятельным процессом и давал для него материал» - слова К.Д. Ушинского отражают суть урока современного типа, в основе которого заложен принцип системно-деятельностного подхода. | |||||
Системно-деятельностный подход на уроках русского языка и литературы. 3.5. Меняются цели и содержание образования, появляются новые средства и технологии обучения. Но какие бы ни совершались реформы и преобразования, главным ресурсом развития урока в любое время становится сам учитель.
|
|||||
4. Практикум по анализу урока в свете требований ФГОС. Работа в группах. Задание 1 группе. Изучить требования к уроку. Заполнить таблицу, отражающую требования к современному уроку в соответствии с ФГОС. Задание 2 группе. Сравнить деятельность учителя и обучающихся во время проведения традиционного и современного урока в свете требований ФГОС. Заполнить таблицу. Задание 3 группе. Вам дана опорная таблица для конструирования современного учебного занятия. Ваша задача – заполнить таблицу. |
|||||
ОТВЕТЫ: | |||||
5. Подведение итогов работы. | |||||
Так что же для нас современный урок? Предлагаем каждой группе сформулировать свое видение современного урока в контексте реализации требований ФГОС. Подберите слова, словосочетания к понятию «современный урок». Продолжите: современный урок – это … «например, познание и т.д.». Ответы: это урок-познание, открытие, деятельность, противоречие, развитие, рост, ступенька к знанию, самопознание, самореализация, мотивация, интерес, профессионализм, выбор, инициативность, уверенность, потребность. |
|||||
Что главное в уроке? Каждый учитель имеет на этот счет свое, совершенно твердое мнение. Для одних успех обеспечивается эффектным началом, буквально захватывающим учеников сразу с появлением учителя. Для других, наоборот, гораздо важнее подведение итогов, обсуждение достигнутого. Для третьих – объяснение, для четвертых – опрос и т.д. Времена, когда учителя заставляли придерживаться жестких и однозначных требований по организации урока миновали. Время «готовых» уроков постепенно отходит. Новизна современного российского образования требует личностного начала учителя, которое позволяет ему либо «урочить», наполняя учеников знаниями умениями и навыками, либо давать урок, развивая понимание этих знаний, умений, навыков, создавая условия для порождения их ценностей и смыслов. Можно долго спорить о том, каким должен быть урок. Неоспоримо одно: он должен быть одушевленным личностью учителя. Каждый современный урок учитель, реализующий системно- деятельностный подход в обучении, заканчивает рефлексией. И нашу проблемную деловую игру мы закончим рефлексией. |
|||||
Рефлексия: Я предлагаю выступить участникам педагогического Совета с оценкой своей деятельности по реализации целей, поставленных в начале работы. А для этого вернемся к целям и задачам нашего Совета: | |||||
Цель педсовета: включение учителей в деятельность по освоению, пониманию и принятию основных методологических позиций современного урока, обеспечивающих освоение новых образовательных стандартов. Задачи: - совершенствование профессиональных навыков и умений педагогов, повышение педагогической культуры и профессионального мастерства, - осмысление педагогами собственной деятельности в условиях введения ФГОС, - формирование сплоченного педагогического коллектива как содружества творческих индивидуальностей. |
|||||
(Предлагается выступить педагогам с оценкой своей деятельности по реализации целей, поставленных в начале работы.) 1.1. Решение педагогического совета: Урок - это неотъемлемая часть учебного процесса, которая и при переходе на новые стандарты остается одной из основных форм организации обучения. Рождение любого урока начинается с осознания и правильного, четкого определения его конечной цели - что учитель хочет добиться; затем установления средства - что поможет учителю в достижении цели, а уж затем определения способа - как учитель будет действовать, чтобы цель была достигнута. |
|||||
1.2. Постановили: Педагогам школы в практике своей деятельности необходимо использовать системные требования к современному уроку: 1. Реализовывать системно-деятельностный и компетентностный подходы к обучению как основные при введении новых образовательных стандартов; 2. С целью повышения качества образования продолжить использование здоровьесберегающих и развивающих технологий; 3. Использовать наряду с традиционными и нетрадиционные формы и методы обучения, учитывающие склонности учащихся и обеспечивающие активное участие каждого ребенка в процессе образования, применяя дифференцированный подход, индивидуальные образовательные маршруты. 4. Учителям-предметникам сдать проект разработанного учебного занятия в соответствие с требованиями ФГОС заместителю директора по УВР Петровой для создания сборника «МБОУ «Александро-Горкская ООШ» - лучший урок по ФГОС». 5. Классным руководителям и учителям-предметникам создавать в школе эмоционально-психологический комфорт, поддерживая учебную дисциплину на основе оптимального сочетания требовательности и уважения к личности школьника; 6. Продолжить работу по совершенствованию условий образовательной среды в соответствие с ФГОС. |
|||||