Возврат
БЛАГОТВОРИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ШКОЛЬНЫЕ ВЗНОСЫ |
|||||||||
Согласно ч.1. ст. 35 273-Ф3: Обучающимся, осваивающим основные образовательные программы за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов в пределах федеральных государственных образовательных стандартов, образовательных стандартов, организациями, осуществляющими образовательную деятельность, бесплатно предоставляются в пользование на время получения образования учебники и учебные пособия, а также учебно-методические материалы, средства обучения и воспитания. |
|||||||||
Письмо Минобрнауки России от 09.09.2015 N ВК-2227/08 "О недопущении незаконных сборов денежных средств" (001-PIS-Sbor-Sredstv.pdf). | |||||||||
Памятка для граждан: Право на бесплатное и общедоступное образование | |||||||||
Наиболее распространенные нарушения социальных прав граждан, по которым возможно обращение прокурора в суд: - отказ в приеме ребенка в дошкольное образовательное учреждение из-за ограниченного числа мест; в общеобразовательное учреждение по причинам несоответсвия уровня знаний ребенка, - незаконное взимание дополнительных средств на обучение, в т.ч. под видом сбора денег на учебники, охрану, хозяйственные нужды, ремонтные работы в в помещениях и иных обязательных периодических «добровольных пожертвований». Ваши действия при нарушении прав на бесплатное и общедоступное образование 1. По фактам нарушения принципа бесплатности образования, принуждения к внесению средств на различные нужды образовательных учреждений следует обращаться в территориальные органы управления образованием либо в органы прокуратуры. Органы прокуратуры, в свою очередь, готовы сохранить анонимность обратившихся, проверить изложенные факты и привлечь виновных к ответственности, предав результаты проверок гласности. 2. Ваше обращение в прокуратуру может быть подано в письменном виде, в электронном виде либо устно на личном приеме Вас должностным лицом органа прокуратуры. Куда можно обратиться? - в районную (городскую) прокуратуру по месту нарушения Ваших прав, - в прокуратуру Ленинградской области. - в комитет образования, науки и молодежной политики Ленинградской области. Что необходимо знать, отправляя ребенка в детский сад, в школу Статьей 43 Конституции РФ закреплены две важные государственные гарантии реализации права граждан на образование: общедоступность и бесплатность. Законодательством об образовании установлено, что государство гарантирует (в том числе путем финансирования соответствующих расходов) бесплатность на конкурсной основе (при условии, что образовательный уровень достигается впервые), среднего, высшего и послевузовского профессионального образования. Общедоступность и бесплатность гарантируется также при получении: - дошкольного образования; - общего образования (начального, основного и среднего (полного)); - начального профессионального образования. Бесплатность дошкольного образования предполагает бесплатность оказания дошкольным учреждением образовательных услуг. Отдавая своего ребенка в детский сад, родителям необходимо уточнить, за что именно предлагают платить – за содержание ребенка или за реализацию образовательных услуг. Государственное или муниципальное дошкольное учреждение имеет право взимать плату только за содержание детей. Оказание основных образовательных услуг бюджетными образовательными учреждениями в рамках установленных государственных федеральных стандартов и в пределах бюджетного финансирования является бесплатным. Итак, Закон - разрешает образовательному учреждению дополнительные платные образовательные услуги за рамками основных образовательных программ, а также называет некоторые виды таких услуг. Например, если государственным образовательным стандартом и учебным планом школы предусмотрено изучение одного иностранного языка, а родители хотят, чтобы дети изучали два, они должны быть готовы за это заплатить; - определяет добровольный для обучающихся или их родителей (законных представителей) статус оказания дополнительных образовательных услуг; - запрещает платные услуги взамен или в рамках основной образовательной деятельности, финансируемой из средств бюджета. Предоставление платных дополнительных образовательных услуг осуществляется с согласия родителей. Инфраструктура общеобразовательных учреждений Ленинградской области представлена в достаточном объеме. При поступлении в учебное заведение следует иметь в виду, что администрация образовательного учреждения может отказать в приеме только в случае отсутствия там свободных мест. Начальная школа в Ленинградской области представлена многообразием образовательных программ. При поступлении в 1-й класс ребенку могут предложить пройти тестирование (собеседование). Если это предлагается в рекомендательном порядке, то не является нарушением права на получение общедоступного бесплатного образования. Если администрация настаивает на проведении тестирования и в случае несогласия родителей либо по результатам тестирования откажет в приеме ребенка, это противоречит требованиям закона. Нарушение принципа бесплатности образования может проявляться в принуждении родителей учащихся к внесению так называемых «вступительных взносов» при приеме детей в образовательные учреждения, добровольных пожертвований на различные нужды учреждения, в том числе финансируемые из бюджета, оказанию материальной помощи на цели, установленные руководством образовательного учреждения. Не вправе принимать решения о сборе с родителей пожертвований и родительские комитеты, общие собрания и пр. Пожертвование является личным и добровольным делом каждого. Внесение денежных средств (пожертвований) может осуществляться родителями только на добровольной основе. И только они вправе определять целевое назначение пожертвования. Средства должны перечисляться на расчетный счет образовательного учреждения с заключением договора пожертвования. Тем более, не должно быть ситуации, когда родителям диктуют размер и периодичность внесения пожертвований. В этой ситуации важно понимать, что собранные с родителей наличные денежные средства могут быть направлены не на улучшение качества оказываемых образовательных услуг, а на оплату за счёт родителей расходов, которые должны финансироваться из местных бюджетов. Следует отметить, что образовательное учреждение и его должностные лица несут ответственность за нарушение прав и свобод обучающихся и воспитанников. С 1 декабря 2009 года введена в действие ст. 5.57 КоАП РФ, которой предусмотрена административная ответственность за нарушение права на образование и предусмотренных законодательством Российской Федерации в области образования прав и свобод обучающихся и воспитанников образовательных организаций. Практика применения данной статьи в Ленинградской области есть, в том числе в ходе прокурорских проверок по обращениям родителей. |
|||||||||